Твиты пользователя @king_roads

Хорст Йеше – человек, который хотел сделать из «Волги» Jaguar, но не смог

Вряд ли бородатую поговорку о том, что русскому хорошо, то – смерть для немца до сих пор можно считать актуальной. Хотя изредка, в конкретных случаях она все-таки умудряется доказать собственную «профпригодность», причем не в каких-нибудь абстрактных умозаключениях за чашкой чая. О нет, речь идет о судьбах живых людей. Например, имеет смысл вспомнить поучительную недавнюю историю предпринимателя Хорста Йеше. Он известен, в первую очередь, тем, что однажды решил бросить все, что имел и заняться… Российским автопромом.

Любовь с первого взгляда?

История началась с того, что преуспевающий работник Франкфуртской финансовой компании познакомился с Волгой. Нет, не с рекой, а с автомобилем – Газ 3110. Хорст был в восторге. Наверное, он думал, что обрел плод всех своих мечтаний. Он долго повествовал о том, что этот автомобиль превосходит габаритами Мерседес Е-класса, тяжелее любого БМВ, да и внешность имеет ну просто Ягуаровскую! А стоит при этом каких-то жалких шестнадцать тысяч долларов!


Неизвестно, что и зачем перемкнуло впоследствии в голове у достопочтенного господина Йеше. Но факт состоит в том, что немец довольно быстро, после приснопамятного знакомства, уволился со своей престижной работы. Опустошил свои банковские счета. И затем основал компанию с совершенно невообразимым названием Volga International Trade and Automotive. Иными словами, Хорст решил создать дилерское представительство ГАЗ в Германии. Смело, что тут еще сказать.

Герр Йеше уделял особенное внимание закладке фундамента успеха своей будущей дилерской компании. Он много встречался с журналистами, устраивал масштабные рекламные кампании. Во время бесед с прессой, Хорст на пальцах объяснял, что его дело ну просто обязано выстрелить, словно Царь-Пушка. На самом деле, те речи, что немец произносил тогда 13 лет назад, сегодня кажутся уже довольно странными. Но в те времена к ним прислушивались, оглядываясь на авторитетный образ бизнесмена в дорогом костюме. Причем, что поразительно, прислушивались к Хорсту не только в Германии.

Бизнесмен утверждал, что будет позиционировать свою дилерскую империю, не как компанию, продающую машины. О нет, это был прямой наследник Стива Джобса от автомобилей: Йеше заявлял, что собирается торговать ощущениями и воспоминаниями. А в промежутках между восхвалениями российского автомобильного производителя, Хорст безжалостно рубил правду-матку относительно современных бездушных Ауди и Фольксвагенов. Из его уст лился непрерывный поток прославлений невероятного комфорта новой модели Волги и ее великолепного дизайна. И тут же частоколом сыпались упреки в адрес его собственных отечественных производителей.

Особенно господин Йешь любил рассказывать нечто вроде легенды (впрочем, сам он божился, что это чистая правда). В ней имело место скоростное состязание ГАЗ-3110 с дизельным двигателем Steyr и автомобиля Audi с двигателем A8. Понятно, что Ауди в этой истории оказалась посрамлена российским автомобилем, развившим впечатляющие 180 километров в час.
И что же дальше?…

Неизвестно, что там было в Германии, но в России интерес к амбициозному и эксцентричному проекту бизнесмена вскоре угас. На самом деле, никто не станет вечно мусолить тему, относительно продавца, который торгует воспоминаниями и ощущениями. Но вдруг, два года спустя о Йеше снова вспомнили – он пригласил на встречу журналистов. Всем было интересно, какова его новая задумка? Возможно, он собирается экспортировать в Германию УАЗы или Лады? Но герр Йеше разочаровал.

Выяснилось, что когда он планировал свою дилерскую сеть, то далеко не все смог учесть и просчитать. К примеру, в его новаторскую голову не пришла простая мысль о том, что проблемы могут прийти аж из Нижнего Новгорода. Оттуда ведь потребовали такого объема закупок, который в сотни раз превышал возможности Хорста. А еще нижегородцы начали настаивать на том, чтобы немец своими силами начал налаживать в Германии развернутую сервисную сеть. Последнее требование особенно роскошно, в свете мотивации нижегородцев: они, дескать, не желали терять на местном рынке высокую репутацию… Очевидно, завоеванную мелкосерийными Scaldia Volga, которые экспортировались в Германию еще во времена Сталина.

Словом, дела у герра Йеше никак не желали идти в гору. В одном из придорожных отелей журналистов встретил уже не холеный бизнесмен в дорогом костюме, а явно постаревший мужичок, отрастивший усы и цедящий пиво, вместо утреннего кофе. И все, о чем он рассказал – это его большие убытки на ниве восторга отечественным производителем.сайбер-2

На самом деле, седина на волосах герра Хорста проявилась не только вследствие тесных переговоров с руководством ГАЗа, но еще и в результате открытия его глаз на качество продукции нижегородского завода. Стоит прямо сказать, что немецкий предприниматель неоднократно приходил в шок. Однажды во время посещения завода он своими глазами увидел, как недоочищенные от грязи кузова отправляются на покраску.

Возможно немца поразил даже не столько сам этот факт (в конце концов, немцы в курсе, относительно российской безалаберности). Но, похоже, лишь в тот момент Йеше начал осознавать, с КАКИМ огромным количеством проблем ему перспективе придется иметь дело. А ведь он еще в 2002 году во всеуслышание отчетливо заявлял, что продукция, которой он так восхищается – это нечто идеальное, гениальное, высококачественное, и просто превосходное.

Еще один эпизод, вогнавший гвоздь в крышку гроба немецкой мечты – это происшествие с одним из любимых Йешем ГАЗ-3110. Однажды немец лично занимался перегонкой этой машины, которая должна была стать одним из автомобилей, участвующих в съемках фильма о суперагенте Борне. И возле Покрова под капотом Волги что-то весьма угрожающе загорелось. Впоследствии Хорст Йеше утверджал, что понятия не имеет, что послужило причиной возгорания. Но возможно, он просто решил испытать те самые ощущения и воспоминания, которыми собирался торговать? Возможно, речь шла о тех самых памятных 180 километрах в час, на которые данная машина попросту не была рассчитана? Так или иначе, разочарование немца было неподдельным и большим.

Так говорил…

Вообще-то, в своем общении с прессой герр Йеше неоднократно высказывал достаточно умные вещи. В его речах и обращениях к журналистам иногда проскальзывали самые настоящие пророчества, смысл которых мы можем понять только сегодня. К примеру, еще до начала всех пертурбаций с ГАЗом, Хорст произнес в одной из своих бесед фразу, которая сводилась к тому, что ГАЗ вполне может ожидать невеселое будущее. Йеше отмечал, что однажды наступит время, когда низкокачественные машины наконец перестанут покупать, а это послужит причиной остановки предприятия, по крайней мере, его старых цехов, где стоит изношенное оборудование.
Он утверждал, что для нового пуска завода может понадобиться очень и очень много денег. Многие миллиарды, которые попросту неоткуда будет взять. Сегодня мы видим, что визионер из немца получился лучший, чем пропагандист торговли воспоминаниями.

Хотя, на самом деле, реальность чуть отличается от его «пророчеств». Легковые машины ГАЗ закончили свою историю, не просто мирно скончавшись, но слившись в экстазе с бывшим менеджером из General Motors Бу Андерссоном. В итоге получился сомнительный эксперимент Chrysler Sebring. Зато линейка коммерческих авто вполне процветает. Сегодня на рынке присутствует ГАЗон, ГАЗель и Урал – NEXT, все, как один и достаточно популярны, уверенно захватывают рынок. Это уже не какие-то странные эксперименты, а нормальные автомобили, выпускаемые серийно.

Разумеется, очень жаль, что в Германии так и не появилось процветающей дилерской сети, торгующей воспоминаниями основанными на ГАЗ-3110. Впрочем, если дать себе труд промотать в голове все, что происходило на Горьковском заводе с начала 90-х и и до начала двухтысячных, то можно понять, что иного развития событий не следовало ждать. Плохо только, что дар предвидения не помог герру Йеше избежать провальной, с финансовой точки зрения, затеи. Она стоила ему не только почти всех денег, но и растоптанной романтической мечты. А это, все-таки, достаточно больно.


5.0
Ваш рейтинг:
Всего оценок: 1

опубликовано: 23.06.13 в 23:18